Автор: Марьяна Долгополова 25 марта 2008 г. 17:26 Культура
В выставочном зале «Хинган» краевого центра завершается выставка картин под названием «Игры разума».
На ней представлены работы красноярского художника-самоучки Владимира Степанова. О том, что вдохновило автора многочисленных полотен заняться живописью, он рассказал нашему корреспонденту.
МАГИЯ ЗНАКОВ
Владимир, расскажите немного о себе.
У меня нет никакого художественного образования. Для меня живопись – это отдушина, можно сказать хобби. Я работаю мастером татуажа, как сейчас говорят. То есть, выполняю татуировки, делаю людям пирсинг.
Вообще, человек испокон веков делал украшения на своем теле. Часто это были специальные ритуальные знаки, которые что-то означали. Когда-то по специальной татуировке можно было узнать, каким делом он занимается: воин, переводчик, торговец, жрец и т.д. Эти рисунки на теле выполняли настоящие мастера. Так что работа художника мне очень близка – только стилистика разная (смеется).
А как к вам пришло вдохновение и вы почувствовали, что хотите писать картины? С чего все началось?
Знаете, до армии я не был знаком с работой масляными красками. А в армейском клубе мне пришлось оформлять задники на сцене для праздников и концертов, и тогда же я впервые попробовал писать.
После армии в 1978 году стал работать в Сосновоборске художником-оформителем, а через несколько лет в 1984 году попал на выставку работ русского художника Константина Васильева. Он поразил меня способом самовыражения, своими образами и завораживающей формой сюрреалистических видов. Наиболее впечатлила работа «Прощание славянки». Я тогда решился на свои первые творческие этюды. Они вдохновили меня, и я стал пробовать свои силы и дальше. В общем, та выставка дала мне мощный стимул и, можно сказать, я стал копировать манеру живописи Васильева на своих полотнах.
Я смотрю, ваши картины можно разбить на циклы: природа, древне-русские мотивы, портреты перемежающиеся с реалистическими и сюрреалистическими элементами, и чисто сюрреалистические картины-размышления.
Конечно, как и у любого художника, мои работы разбиты по циклам. Есть цикл картин, посвященный Древней Руси, мои размышления о вере человека, которая была всегда. Ведь не сразу же мы стали христианами. Я думаю, что так называемое язычество было с нами и будет всегда. Ведь даже Пасха – это древнейший праздник людей, воспевающих приход весны. На Руси – это праздник Ярило-солнца. И не только блины издревле его символизировали, разукрашенное яйцо тоже несло свою символику. Согласитесь, оно очень символично – это и зарождение жизни, и вообще всего.
Не будем рассуждать на тему, что было первым: курица или яйцо…
(Смеется) Что поделать, человек язычник по натуре. Кстати, где-то прочитал, что в переводе с греческого «язычник» означает «сельский житель». Это такой человек, который хочет жить в гармонии с природой, стараясь по возможности быть ближе к ней.
Ваша работа «Поклонение солнцу» из этого цикла?
Да, но это очень символическая работа. Там есть свастика, которая имеет на Руси глубокие корни. Только не фашистский символ, где концы креста поворачиваются направо, а наоборот. Просто если взять немного историю – Сталин подарил Гитлеру пятикилограммовую золотую свастику и, скорее всего, дал тому толчок взять этот символ на вооружение, хотя Гитлер извратил свастику, и символ принес ему погибель. А русская свастика столетия несла в себе духовное начало, была нацелена на развитие. Самые древние летописи Руси – черты и резы – написаны около 7 тыс. лет назад и они пронизаны этим символом. Свастику можно было встретить везде: на фресках в храмах, на вышивках полотенец, одежде, на наличниках и коньках домов, монетах, посуде, прялках и т.д. И называлось это знаком коловорота, времени, знаком солнца.
… Знаете, у меня на животе есть татуировка – русский знак «рысич», точнее, древне-русский оберег. Этот знак тоже издревле вырезался на домах. И второй знак – цветок папоротника – пять свастик вместе в одном кольце у меня на груди. Его очень часто вырезали на кости или из дерева и носили на шнуре как амулет.
Можно сказать, что это космические знаки…
Да, можно сказать, что это связь человека с космосом. Ведь по сути, это энергетические знаки-символы.
Вообще, если начинаешь разбираться с исторической символикой, то узнаешь очень много интересного. Просто люди за последние годы и многочисленные войны потеряли связь со своей историей. Многое забылось. Но когда я работаю над картинами рассказывающими об истории Руси, стараюсь интересовать забытыми легендами и преданиями, много читаю и потом свое видение пробую изобразить на картинах. Это же относится и к полотну «Сияние».
А картина «Комарик» из какого цикла? Она как-то выделяется из других полотен, стоит особняком.
Это картина-размышление написана в начале 1990-х годов. Можно сказать, что она изображает то, как во времена правления Ельцина делились республики, отрывали друг от друга, рушили дружбу народов. И этот одинокий комарик просто не знает, что ему делать и куда приткнуться. Таких комариков во всем Советском Союзе было очень много.
МИФОЛОГИЯ ЖИВОПИСИ
На выставке представлено два ваших автопортрета. Очень интересный тот, где вы изображены в египетских мотивах. Что навеяло так себя изобразить?
Египетская тема сама по себе интересна. Опять же это ознакомление с язычеством. В руках я держу инструмент для татуировок, и если кисть художника – это для души, а татуировка – работа, которая приносит удовлетворение.
На голове у меня надет головной убор фараона, – может это означает то, что в душе я император или тиран (смеется). Хотя, конечно, в данном автопортрете есть доля шутки.
Я заметила, что на некоторых картинах у вас есть монетка. Насколько я понимаю, это тоже какой-то символ и что он означает?
Думаю, монетку можно отнести к работе с русской символикой. Вообще это плата за мою работу. Чаще всего на картинах можно увидеть пять рублей, но вообще она может быть другой – то, что есть на тот момент в кармане. Монетка вклеивается на холст и существует вместе с полотном. Идея пришла сама где-то 2,5 года назад. Я тогда понял, что могу себе это позволить.
То есть, для вас как язычника, символика очень многое означает?
Я считаю , что мы все язычники и должны знать символы. Вот, например, стараюсь работать с Геей – Землей. Я уже давно перед тем, как приступить к какой-то работе прошу у нее разрешения. В этом году очень сильно пострадал, и этой выставки могло и не быть – упал с высоты 3,5 метра и, думаю, меня спасла Земля. Я не испугался – по телу пробежала как бы тоска. А перед этим попросил, что если что-то произойдет , чтобы остался живой и невредимый. Это и случилось – кости не сломал.
Если обратиться к вашим циклам картин, то очень интересное изображение весны, осени, зимы. Такой конь-вихрь, который окутывает снегом всю природу. А в древне-русском цикле очень интересная интерпретация былинного Баяна. Вы что-нибудь из нашей истории еще мечтаете написать?
Старца. Но только хотелось бы сопоставить какие-то характеры. У меня же есть картина, где я изобразил Сталкера, а старец – это мудрость.
Мы уже говорили о стилях, которые вам близки. А как вы можете назвать свои работы, в каком стиле пишете картины?
У меня нет какого-то конкретного стиля. Хотя я еще иногда копирую манеру Васильева. А друзья мой стиль называют «трансформирующийся сюрреализм». Мне нравится это название. Сам же называю свои творения очень просто – мысли вслух.
Вот вы обратили внимание на изображение осени под названием «Подруга осень». Я там работал буквально вылизывая каждый листик, но на этом холсте есть и «стихийные» мазки. И в общей сложности картина смотрится очень здорово.
Судя по всему, полотно вам очень нравится.
Мне очень нравятся многие собственные картины. И отзывы людей нередко совпадают с моим ощущением. И порой даже говорят.